Демагогия.Ру - Мониторинг и экспертиза особо опасных публичных высказыванийВнимание! Вы находитесь на старой, законсервированной версии сайта Демагогия.ру. Перейти на главную страницу
Демагогия.Ру - Мониторинг и экспертиза особо опасных публичных высказываний
Главная = О проекте = Герои = Рейтинги = Эксперты = Ссылки = Доска позора




Наша кнопка:


Rambler's Top100


Журналисты



Сайт:
О герое: Коллективный герой. Иногда очень сложно определить, кто именно несет ответственность за то или иное неаккуратное или безответственное журналистское высказывание. Или наоборот, таких людей очень много и перечислить их поименно нет никакой возможности.



Июнь 2006
Журналисты радикально исказили смысл слов представителя Патриархии 
Высказался: Журналисты (23 июня 2006 )Обратил внимание: Редакция  (16 июля 2006 )
Журналисты

«Протоиереи Димитрий Смирнов и Всеволод Чаплин предложили разместить списки "врагов Церкви" в Интернете.» (Портал Credo.ru, 23 июня)

«РПЦ намерена огласить список своих "дехристианизирующих" врагов (заголовок).
Российская православная церковь должна заняться составлением списка своих врагов и разместить информацию о них в интернете, заявили в Даниловом монастыре участники круглого стола "Вызовы времени и пути развития церковной жизни". Глава синодального Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоирей Димитрий Смирнов предложил создать сайт "Враги Церкви" с указанием имен, адресов, цитат из выступлений, пишет "Еженедельный журнал".» («Известия», 23 июня)

«Самое печальное, что собравшаяся на круглый стол молодежь, представители православных организаций и СМИ, чей возраст навскидку не превышал 20 лет, на воинственные кличи реагировала с энтузиазмом. "Браво", — тихонько воскликнул парень рядом со мной на предложение отца Димитрия создать сайт "Враги Церкви". Ведь это просто и понятно (не какое-то там "возрастание евангельской любви"), к тому же может принести вполне ощутимые политические дивиденды, если мечты правых националистов на "переориентацию" власти сбудутся.» («Еженедельный журнал», 23 июня)

«Протоиерей Димитрий Смирнов <...> не сомневается, что "борьба с врагами Церкви необходима". Вести ее надо "методично, без истерики реагировать, все время объяснять, объяснять", используя разные СМИ и технические средства. Так, о. Димитрий предложил создать интернет-сайт "Враги Церкви" с указанием имен, адресов, цитат из вражьих выступлений и т.д. Идея нашла оживленный отклик у части аудитории, особенно молодежной.» («Благовест-инфо», 22 июня)

«Церковь составляет список врагов» («Век», 25 июня)

Подобные сообщения появились в конце июня во множестве светских и церковных изданий. Информация о том, что "в Московской патриархии составляют списки врагов" вызвала большое количество гневных и тревожных откликов общественности. Еще бы – поиск врагов и так стал серьезной болезнью общества, а тут эта болезнь, оказывается, поразила руководство РПЦ. Кроме того, любая публикация списка "врагов" с адресами – это косвенный призыв к расправе с неугодными.

Однако при подробном знакомстве с выступлением о.Димитрия оказывается, что его речи вовсе не имели того зловещего смысла, которым их наделили журналисты. Пафос выступления сводился к призыву к церковной молодежи более активно и более творчески участвовать в катехизаторской работе – в частности, создавая интернет-сайты по отдельным темам.

Что касается предложения создать сайт "Враги Церкви", то оно, судя по звукозаписи выступления, было произнесено, во-первых, в ответ на "примирительную" речь о.Петра Мещеринова, а во-вторых, не совсем всерьез – о.Димитрий не столько действительно призывал все бросить и заняться поиском врагов, сколько пытался "встряхнуть" аудиторию и продемонстрировать ей, насколько неожиданные и разнообразные формы может принимать катехизаторская работа.

Предложение же публиковать адреса (равно как и фраза Чаплина про списки) вообще прозвучало как откровенная шутка, вызвав бурный смех у присутствующих. Однако у некоторых присутствовавших журналистов – как светских, так и церковных – к сожалению, не хватило чувства юмора.

Самое неприятное – это то, что теперь та часть православной общественности, которая и впрямь склонна к поиску врагов, будет считать, что получила на это благословение от Патриархии – и виною тому будет не столько неудачная шутка церковного иерарха, сколько недобросовестность журналистов, склонных любую новость и любое высказывание интерпретировать в наиболее скандальном ключе.


Чтобы читатель смог составить собственное мнение о высказываниях о.Димитрия, мы выделили их в отдельный сюжет, содержащий обильные цитаты и исходный звуковой файл. Соответственно, голосовать можно и здесь (для оценки работы журналистов), и там (для оценки высказываний о.Димитрия). Интересно будет сравнить результаты.

Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 2,3   (Голосов: 6) Поляризация голосов: 14,2%
Оценка читателей:....................................................... 2,2   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 57,7%
Ссылки по теме
Март 2006
Журналисты приписали Алексию II высказывание почти что оккультного характера 
Высказался: Журналисты (30 марта 2006 )Обратил внимание: Редакция  (3 апреля 2006 )
Журналисты
«Новый экипаж МКС доставит на станцию Божественный Крест Господен, который Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II передал главе Роскосмоса Анатолию Перминову.

"Находясь на МКС, Крест Господен будет облетать Землю и защищать космонавтов, астронавтов, работающих на станции, а также всех землян от бед и катастроф, неблагоприятных природных явлений", – отметил в этой связи Алексий II.»

На самом деле, Алексий II ничего подобного, конечно, не говорил. Не нужно, как нам кажется, быть теологом, чтобы усомниться в подлинности подобного высказывания – трудно все же ждать от Патриарха, что он будет предлагать использовать крест в качестве шаманского амулета. И действительно – в "Слове Святейшего Патриарха Алексия на встрече с космонавтами" подобных пассажей нет. Тем не менее, несколько агентств и изданий преподносят слова про крест как цитату из Алексия – например, Regions.ru, Вслух.Ру, Взгляд, Грани.Ру, Страна.Ру и др. Однако авторами ошибки являются журналисты РИА "Новости" – именно они первыми приписали высказывание о магических свойствах креста Патриарху. Они же придумали немыслимое словосочетание "Божественный Крест Господен". Но откуда же взялась фраза и кто ее настоящий автор? А вот отсюда, с сайта "Роскосмоса". И написана она там от имени пресс-службы, а вовсе не от имени главы РПЦ.

Однако же самое удивительное в этой истории отнюдь не доверчивость интернет-журналистов, не безалаберность сотрудников РИА "Новости" и тем более не религиозные воззрения работников пресс-службы "Роскосмоса". Самое удивительное – это то, что "цитату" из Патриарха напечатал официальный орган пресс-службы Московской патриархии – сайт "Патриархия.Ру".

Мы, конечно, знали, что многие пресс-службы получают новости о своей организации не столько по внутренним каналам, сколько из сообщений новостных агентств, но от журналистов пресс-службы Патриархии ожидали чего-то другого. Видимо, напрасно.


Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 1,1   (Голосов: 8) Поляризация голосов: 9,8%
Оценка читателей:....................................................... 1,9   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 36,6%
Ссылки по теме Мнения читателей (1)
По сообщениям СМИ, президенту удалось подписать несуществующий закон 
Высказался: Журналисты (13 марта 2006 )Обратил внимание: Аноним  (21 марта 2006 )
Журналисты

«Срок службы в армии по призыву будет сокращен с 2008 года в два раза Об этом говорится в законе, который сегодня подписал Президент России. Речь идет о том, что служить по призыву будут год вместо двух, как сейчас. Срок альтернативной службы составит, соответственно, 21 месяц вместо 42-х. Изменения начнут действовать, напомним, с 2008 года.»

Такое информация прозвучала в эфире "Первого канала" 12 марта. Аналогичные сообщения опубликовали "Страна.Ру", "Эхо Москвы", "Интерфакс", "NEWSru.com, "Утро.Ру", газета "Газета", "Дни.Ру", "Сегодня.Ру", "Полит.Ру", "Правда.Ру", "Комсомольская правда", "Ведомости" и т.д.

"На самом деле подписанный сегодня закон – об отмене отсрочек от призыва для губернаторов. С 2004 года для них действует возрастной ценз – не младше 30 лет, а 30-летних граждан, как известно, не призывают, т.е. отсрочка стала юридически абсурдной и ее формально вычеркнули из закона. Журналистам, воспроизводившим утку о сокращении срока службы, вероятно, не пришло в голову заглянуть на официальные сайты Думы или президента, или хотя бы в собственные парламентские репортажи двухнедельной давности, чтобы уточнить, о чем идет речь в законе, который сегодня подписал Путин. Есть и другая версия: они забыли, что в России существует парламент. И презюмируют за президентом право самому сочинять и подписывать законы, которые никто никогда не принимал." – не скрывая иронии, пишет "Сцилла.Ру".

Первым из сетевых СМИ обнаружил свою оплошность и дало опровержение агентство "Росбалт". Виновником же дезинформации, если верить повинившейся в ошибке "Комсомольской правде", является агентство "Интерфакс".

"Депутат ГосДумы, входящий в комитет ГосДумы по обороне, удивленным голосом сообщил мне, что такой закон о сокращении срока службы еще даже не вносился, что Иванов грозился внести сразу 4 закона еще в январе, вот до сих пор ждут." – сообщила журналист Ирина Воробьева. Другие подробности о пока не существующем законе см. здесь.


Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 2,4   (Голосов: 8) Поляризация голосов: 7,8%
Оценка читателей:....................................................... 2,3   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 48,2%
Ссылки по теме
Февраль 2006
Медиа-провокация в отношении Сахаровского центра 
Высказался: Журналисты (3 февраля 2006 )Обратил внимание: Vl. Vl. Kotov  (12 февраля 2006 )
Журналисты

«Директор Музея и общественного Центра имени Сахарова Юрий Самодуров заявил в кулуарах программы "25 час", эфир которой состоялся 2 февраля, что его заведение готово организовать и устроить публичный показ всей опубликованной в датской прессе серии карикатур на Пророка Магомета, что привело к самому необычному и громкому международному скандалу последнего времени. "У нас не Саудовская Аравия и не Судан, а светское государство, – заявил известный правозащитник, недавно осужденный Таганским судом за организацию признанной разжигающей религиозную вражду выставки "Осторожно, религия", участниками которой в своих "произведениях" использовались исключительно предметы православного культа. – Мы должны показать всему миру, что Россия с Европой, что для нас свобода творчества и самовыражения важнее догм религиозных фанатиков". По словам Самодурова, идею выставки уже поддержали член ФПС "Союза Правых сил" Леонид Гозман, вдова академика Сахарова Елена Боннэр, а также адвокат Юрий Шмидт, высказавший готовность бесплатно, как это он  всегда делает в последние годы, защищать всех, кто преследуется "по политическим мотивам".
Ожидается, что выставка нашумевших карикатур на Пророка Магомета пройдет во второй декаде марта, а на открытии с лекциями об угрозе исламского фундаментализма выступят приглашаемые Юрием Шмидтом мэтр французской либерализма  Андре Глюксман и автор нашумевших "Элементарных частиц" Мишель Уильбек.»

Эту от начала и до конца выдуманную историю поведал 3 февраля одиозный сайт "Электорат.Инфо", дочерний ресурс другого пропагандистского издания – "Правды.Ру" (не путать с газетой "Правда"). Обычно мы не обращаем внимания на публикации сайтов, специализирующихся на "сливе" откровенной "дезы". Однако в данном случае нас интересует дальнейшая судьба этого сообщения.

В тот же день, 3 февраля, сообщение перепечатывает сайт Radikaly.ru.

5 февраля о якобы готовящейся выставке сообщает "Первый канал", при этом фактически оправдывая насилие в отношении организаторов любых сомнительных выставок (см. отдельный сюжет).

6 февраля появляется текст на самой "Правде.Ру", со ссылкой на "Электорат.Инфо" и длинной цитатой из главы  московского отделения Союза православных граждан Кирилла Фролова, утверждающего, что, организуя эту выставку, "крайние либералы таким образом готовят сценарий "оранжевой революции", по которому для её осуществления необходим православно-исламский конфликт".

7 февраля о выставке, со ссылкой на Правду.Ру, сообщает агентство ЮПИ (United Press International); тем самым, деза попала и на страницы англоязычной прессы.

7 февраля, без упоминания источника, сообщение о выставке звучит в эфире "Эха Москвы". И тут же реагирует "Правда.Ру" – публикует статью со ссылкой уже на "Эхо Москвы". (Со ссылкой на "Эхо Москвы" сообщение перепечатали и другие издания, но, в отличие от "Правды.Ру", у них был шанс не догадываться о первоисточнике новости.)

В тот же день Юрий Самодуров распространяет опровержение. Но многих это не останавливает:

"Stringer", 7 февраля: "Юрию Самодурову стало страшно от своей смелости".

"Stringer", 8 февраля ("Все сумасшедшие «в одном флаконе»"): 
"Поступок, которым ещё три дня назад гордился директор общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров, обернулся душевными метаниями и противоречивыми заявлениями последнего. <...> На прошлой неделе Юрий Самодуров в кулуарах программы "25 час" оговорился, что Центр Сахарова готов организовать и устроить публичный показ всей опубликованной в датской прессе серии карикатур. <...> В этот же день Юрий Самодуров дал комментарии радио «Эхо Москвы», известному своей независимостью и неангажированностью, подтвердив свои намерения. <...> И вот тут-то, похоже, директор Центра Сахарова понял, во что вляпался. <...> Самодуров опроверг сообщения "Электорат-Инфо" и "Первого канала", объяснив, что не говорил ничего подобного."

"Агентство национальных новостей", 10 февраля: 
"Сначала он сообщил, что выставка карикатур на Мухаммеда состоится в Сахаровском центре во второй декаде марта, однако потом отказался от своих слов, заявив, что эту кампанию, якобы, спланировала ФСБ."

Несколько более осторожны журналисты сайта "Национальная безопасность" (7 февраля):
"Эта информация появилась на сайте "Эха" в 13.13 по московскому времени. А уже через два часа, в 15.21, "Эхо" сообщило своим читателям и слушателям о том, что "директор общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров опровергает публикации, согласно которым эта организация готова устроить публичный показ карикатур на пророка Мухаммеда". Так как "Эхо Москвы", помещая свой первый материал, ни на какие публикации не ссылалось, то получается, что директор музея Сахарова опровергает сам себя. <...> Скорее всего, у кого-то в данной ситуации просто не выдержали нервы. Вероятнее всего, у самого Самодурова."

Приходится констатировать, повод для подобного рода домыслов недоброжелателям дала "забывчивость" журналистов "Эха Москвы", не указавших источник цитируемых сведений. Кстати, рассказывая о том, что "некоторые интернет-издания" распространили слухи о выставке, "Эхо Москвы" себя упомянуть тоже забыло.

См. также:
письмо Ю.Самодурова в "Электорат-Инфо";
письмо Ю.Самодурова в Генеральному директору «Первого канала» К.Л. Эрнсту;
статью в "Новой газете" ("Самое интересное в сообщениях о выставке – количество подробностей, – считает Самодуров. – Слухи такими детальными не бывают, поэтому статьи выглядят явной провокацией. Автор ее допустил несколько ошибок. К примеру, он сообщил, что идею выставки поддержали Елена Боннэр, Юрий Шмидт, Леонид Гозман, Андре Глюксман и Мишель Уэльбек, а финансирует фонд Мак-Артуров. На самом деле мы давно не получаем гранты этого фонда, Андре Глюксман не может получить российскую визу и приехать сюда, а Уэльбека я не только не знаю лично, но даже никогда не читал.")


Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 3,8   (Голосов: 9) Поляризация голосов: 34,8%
Оценка читателей:....................................................... 3,0   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 56,3%
Ссылки по теме
Январь 2006
Утка: мертвый труп умершего покойника в общественном транспорте 
Высказался: Журналисты (24 января 2006 )Обратил внимание: Редакция  (6 февраля 2006 )
Журналисты
«В одном из екатеринбургских автобусов ездит мертвый пассажир. Мужчина сел в транспорт в состоянии алкогольного опьянения и по дороге заснул. Кондуктор заподозрила неладное только после того, как пассажир остался сидеть на конечной остановке в пустом салоне автобуса. Скончавшегося пассажира решено было привезти в город и вызвать там санитарные службы. Однако ни «скорая», ни милиция так и не подъехали. Автобус продолжил ходить по рейсу с мертвым пассажиром в салоне. Как сообщают очевидцы, труп начал падать с сиденья на пассажиров, и чтобы он не пугал людей, его прикрепили к сиденью подручными средствами. Между ручкой сиденья и кабиной водителя прикрепили швабру. В таком состоянии скончавшийся пассажир совершает по маршруту уже четвертый рейс.»

Екатеринбург второй раз за этот месяц радует нас утками. История, описанная выше, целиком сочинена из головы одним шутником. Другой шутник переслал ее нескольким журналистам. В итоге сначала новость была распространена информагентством "Новый регион", затем появилась на десятках других сайтов Рунета. Автор розыгрыша выступил с саморазоблачением уже через несколько часов, но было поздно – история ушла в вечное плавание по Сети.

Случай заурядный, но показательный: иногда новости не имеют ничего общего с действительностью.


Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 0,9   (Голосов: 8) Поляризация голосов: 5,8%
Оценка читателей:....................................................... 1,7   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 42,6%
Ссылки по теме
Ноябрь 2005
Интернет-издания поспешили объявить об открытии скандального памятника 
Высказался: Журналисты (15 ноября 2005 )Обратил внимание: Редакция  (24 ноября 2005 )
Журналисты

«Белгородская область обогатилась новым творением монументального искусства – чубатый князь Святослав лихо топчет конем звезду Давида.

Сегодня в Белгороде состоялось торжественное открытие памятника князю Святославу, посвященное 1040-летию разгрома этим знаменитым потомком княгини Ольги и князя Игоря Хазарского каганата. Автор скульптуры – известный скульптор Вячеслав Клыков.»

Это цитата из "Газеты.Ру". Аналогичное сообщение появилось и на "Гранях.Ру". Оба текста были перепечатаны рядом других изданий. На самом деле, 15 ноября памятник открыт так и не был. Более того, его установка планировалась не в самом Белгороде, а в селе Холки Чернянского района. Судя по всему, причиной задержки стала принципальная позиции градостроительного совета Белгородской области, настаивавшего на удалении с памятника звезды Давида и других коррективах. Что же касается уважаемых интернет-изданий, то они, видимо, воспользовались анонсом предстоящего мероприятия, не дождавшись сообщений о состоявшемся открытии и не проверив информацию самостоятельно. Спустя несколько дней после публикаций пресс-служба губернатора Белгородской области распространила официальное опровержение.

Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 2,1   (Голосов: 8) Поляризация голосов: 1,8%
Оценка читателей:....................................................... 2,2   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 41,7%
Ссылки по теме Мнения читателей (1)
Июль 2005
Клевета на Совет безопасности ООН 
Высказался: Журналисты (7 июля 2005 )Обратил внимание: Редакция  (9 июля 2005 )
Журналисты
«[Совет безопасности ООН принимал резолюции только по терактам в Мадриде и Нью-Йорке. Россия никогда не удостаивалась резолюции СБ ООН с выражением солидарности.]»

Сообщение об этом, прозвучавшее на одном из российских телеканалов, было на следующий день опровергнуто министром иностранных дел Сергеем Лавровым.

"Я был огорчен тем, что российский корреспондент при ООН дает искаженную информацию", - сказал министр.

"И после Дубровки, и после Беслана СБ ООН мгновенно принимал резолюции, осуждающие эти террористические акты, с требованием немедленно освободить заложников и с призывом к международному сообществу содействовать в ликвидации этих террористических актов".

Лавров напомнил, что антитеррористическая тема была внесена на повестку дня СБ ООН в 1999 году после взрывов жилых домов в Москве и террористического акта в Дагестане.


Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 2,6   (Голосов: 5) Поляризация голосов: 23,0%
Оценка читателей:....................................................... 2,3   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 41,1%
Ссылки по теме
Май 2005
Даже журналисты порой безоговорочно верят тому, что написано в прессе. И пересказывают нам 
Высказался: Журналисты (31 мая 2005 )Обратил внимание: Редакция  (9 июня 2005 )
Журналисты

«На днях в Госдуму РФ из администрации президента РФ поступил законопроект "Об упорядочении движения пешеходов по улицам городов РФ". Как видно из названия, законопроект призван упорядочить движение пешеходов по тротуарам, в частности – установить одностороннее направление их движения. Главная цель введения новых правил передвижения – безопасность граждан и борьба с терроризмом. Согласно предложенному законопроекту, пешеходы смогут передвигаться по улицам со скоростью не более чем 4,5 километров в час. Это значит, что бегать по тротуарам запретят. Кроме того, нельзя останавливаться больше чем на две минуты. Примечательно и то, что при сырой погоде по документу все пешеходы должны переобуваться в кроссовки.»

Приблизительно такие сообщения появились в конце мая - начале июня на страницах целого ряда отечественных интернет-изданий. Источником их явились вовсе не официальные материалы Госдумы, а шутливая заметка журналиста Александра Рыклина в "Ежедневном журнале". Автор сильно недооценил степень доверчивости коллег по цеху: информация о якобы готовящемся законопроекте, несмотря на всю свою невероятность, на полном серьезе была растиражирована множеством изданий. В итоге Рыклину пришлось писать опровержение.

Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 1,0   (Голосов: 5) Поляризация голосов: 19,2%
Оценка читателей:....................................................... 2,1   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 50,8%
Ссылки по теме