Демагогия.Ру - Мониторинг и экспертиза особо опасных публичных высказыванийВнимание! Вы находитесь на старой, законсервированной версии сайта Демагогия.ру. Перейти на главную страницу
Демагогия.Ру - Мониторинг и экспертиза особо опасных публичных высказываний
Главная = О проекте = Герои = Рейтинги = Эксперты = Ссылки = Доска позора




Наша кнопка:


Rambler's Top100

Доступ спецслужбам к данным о частных лицах в сети интернет

Высказался: Правительство_РФ (27 августа 2005 )Обратил внимание: kotov  (3 сентября 2005 )
Правительство_РФ

«Оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи (далее – базы данных). Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.»
«Базы данных должны содержать следующую информацию об абонентах оператора связи:
фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа <…>;
сведения баз данных о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов.»

Такие нормы предусмотрены постановлением правительства от 27.08.2005 №538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность". Постановление противоречит целому федеральных законов, в частности, закону "Об информации, информатизации и защите информации":
"Не допускается сбор, хранение и использование информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений физического лица, кроме как на основании судебного решения" (курсив наш - Ред.).


Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 4,6   (Голосов: 5) Поляризация голосов: 10,2%
Оценка читателей:....................................................... 2,6   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 56,2%

ИСТОЧНИКИ, ССЫЛКИ: "Институт экономической безопасности", "Фонд защиты гласности"

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ:
Е. Д. Калинин: При чтении постановления Правительства РФ № 538 от 25 августа 2005 г., которым были утверждены «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность», сразу чувствуешь – что-то тут нехорошее есть, не совсем легитимное и подозрительное! Основной смысл Правил сводится к тому, что «уполномоченные органы», осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с помощью своих технических средств могут подключаться к базам данных операторов связи, причем информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются к пункту управления ФСБ (пункты 1, 13 Правил).
Таким образом, сотрудники ФСБ, не выходя из своих зданий и кабинетов, получают круглосуточный удаленный доступ к базам данных операторов связи (пункт 12 Правил).
А базы данных, которые оператор связи обязан своевременно обновлять (пункт 12 Правил), должны содержать следующую информацию: помимо паспортных данных гражданина или данных о юридическом лице, также сведения о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов (пункт 14 Правил).
Иначе говоря, органы ФСБ получают круглосуточный доступ к информации о том, с каким абонентом, когда и сколько времени говорил гражданин, какие сайты в Интернете он посещал, на какие почтовые адреса и какого объема слал свои электронные письма… Да мало ли чего еще.
Все это само по себе еще не означает, что ФСБ автоматически получает доступ к самим телефонным разговорам или к чтению электронных писем. Однако ясно, что в состав баз данных, например, Интернет-провайдеров, обязательно входят и логины с паролями… Они-то как будут защищены от круглосуточного доступа ФСБ к базам данных?
В пункте 1 Правил говорится о том, что операторы связи, осуществляя взаимодействие с «уполномоченными органами» (читай ФСБ), предоставляют тем информацию об абонентах в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Что ж, почитаем федеральные законы. Но прежде заглянем в Конституцию РФ. Статья 55: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом…» Статья 24: «Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.»
Нам кажется, что сведения о телефонных и интернетных контактах гражданина относятся к его частной жизни.
Статья 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит перечень видов оперативно-розыскных мероприятий. Неясно, к какому именно виду может быть отнесен доступ к сведениям о соединениях и трафике абонентов операторов связи. Может быть, «контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений» (пункт 9)? Может быть, да, а может быть, и нет… Слово «контроль» означает «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора» (Словарь Ожегова, стр. 292). Закон тут подробностей не разъясняет и толкования не дает… «Прослушивание телефонных переговоров» отнесено к отдельному виду (пункт 10). Чтение чужих электронных писем подпадает, очевидно, под пункт 9. Что же касается возможного любопытства ФСБ к тому, на какие сайты любит ходить гражданин, то классифицировать его в соответствии с перечнем статьи 6 пока затрудняемся…
В статье 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения.
Казалось бы, все ясно: если контроль за телефонными разговорами и перепиской по электронной почте выражается соответственно в прослушивании и чтении писем, то на это ФСБ должно получить разрешение суда. А если же речь идет о таком контроле, который выражается лишь в получении сведений только о фактах разговоров и отправлении-получении e-mail’ов (а также и в сведениях о посещении гражданином тех или иных сайтов), то на это судебного решения не требуется. Так закон установил, и точка.
Но точку ставить пока не будем. Обратимся еще к паре федеральных законов.
Федеральный закон «О связи», статья 53: «Сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи… являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации». И там же сказано, что к этим сведениям относятся и сведения о соединениях и трафике. И далее, обратите внимание: «Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». А в статье 64 того же закона говорится о том, что операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Вот и явная неувязка вырисовывается – Правила, утвержденные правительством, которые вызвали у нас сомнения, не являются федеральным законом, а, следовательно, не могут устанавливать обязанность операторов связи предоставлять в ФСБ сведения о контактах абонента!
И, наконец, прочитаем еще редко применяемый, но действующий Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Статья 11: «Не допускается сбор, хранение и использование информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений физического лица, кроме как на основании судебного решения.» И здесь тоже видна явная неувязка, потому что ни ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ни ФЗ «О связи», ни тем более новейшие Правила, которые мы тут разбираем, ничего о судебном решении в этом плане не говорят.
Относятся ли сведения о фактах телефонных разговоров, о переписке по электронной почте и о посещении сайтов к информации о частной жизни? Мы полагаем, что да, относятся.
Такая точка зрения подтверждается приказом Минсвязи РФ № 130 от 25 июля 2000 г., где в пункте 2.5 написано: «Учитывать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, а также передача сведений об этих сообщениях допускается только на основании судебного решения или в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». От себя добавим, что в это самой статье 8 речь идет тоже о судебном решении, ни про какой другой «порядок» там и не говорится».
Однако приказ Минсвязи в иерархии нормативных актов стоит ниже, чем постановление Правительства. Поэтому остается уповать лишь на то, что какой-нибудь высокопоставленный юрист из Правительства или ФСБ разъяснит нам, что указанные сведения никоим образом не составляют информацию о частной жизни. Ждем-с. Время еще есть – Правила вступают в силу с 1 января 2006 года. А пока, на всякий случай, помня о грядущем круглосуточном доступе товарищей из ФСБ к базам данных с нашими контактами, подумаем: а с теми ли мы болтаем по телефону, тем ли «мылки» шлем, на те ли сайты ходим.
А пока резюмируем: Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 538, по нашему мнению, очень плохо согласуются с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

ОБСУЖДЕНИЕ:
Vl. Vl. Kotov: Кроме очевидного посягательства на права пользователей интернет, закон является очередной попыткой полностью подавить нормальные демократические процессы в стране.
Ранее (апрель 2005) представитель центра информационной безопасности ФСБ РФ Дмитрий Фролов аргументировал необходимость такого расширений полномочий спецслужб тем, что различные политические группировки могут использовать Интернет "для мобилизации политических сил против властей", приведя в качестве примера недавние события в Грузии и на Украине.
Иначе говоря, спецслужбы так и не смогли отказаться от претензий быть активным субъектом политического процесса.
Хотя, согласно закону "Об оперативно-розыскной деятельности", органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно-разыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе органов муниципальной и государственной власти, а также в деятельности незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.