Демагогия.Ру - Мониторинг и экспертиза особо опасных публичных высказыванийВнимание! Вы находитесь на старой, законсервированной версии сайта Демагогия.ру. Перейти на главную страницу
Демагогия.Ру - Мониторинг и экспертиза особо опасных публичных высказываний
Главная = О проекте = Герои = Рейтинги = Эксперты = Ссылки = Доска позора




Наша кнопка:


Rambler's Top100

Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора

Высказался: «Всемирный_Русский_Народный_Собор» (6 апреля 2006 )Обратил внимание: Edition  (6 мая 2006 )
«Всемирный_Русский_Народный_Собор»
(1) Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, – Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию.

(2) Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. (3) Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. (4) Совершая добро, личность приобретает достоинство. (5) Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. (6) Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается. 

(7) Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. (8) Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. (9) Однако голос совести может быть заглушен грехом. (10) Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога. 

(11) Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. (12) Свобода от зла является самоценной. (13) Свобода же выбора приобретает ценность, а личность – достоинство, когда человек выбирает добро. (14) Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло. 

(15) Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. (16) Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. (17) Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает. 

(18) Мы – за право на жизнь и против "права" на смерть, за право на созидание и против "права" на разрушение. (19) Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. (20) В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права. 

(21) Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. (22) Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества. 

(23) Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. (24) Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. (25) Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. (26) Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. (27) Опасным видится и "изобретение" таких "прав", которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.

(28) Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.

(29) Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. (30) Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.

(31) Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. (32) Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. (33) От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее.

"Декларация о правах и достоинстве человека" принята Всемирным русским народным собором "от имени самобытной русской цивилизации". Документ подготовлен рабочей группой под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Кроме него, в состав группы входили заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС священник Михаил Дудко, помощники председателя ОВЦС священник Георгий Рябых и диакон Сергий Говорун, иеромонах Макарий (Маркиш), ответственный секретарь ВРНС О.В. Ефимов, председатель общества «Радонеж» Е.К. Никифоров, заведующий кафедрой философии МГИМО (У) МИД РФ профессор А.В. Шестопал, главный редактор журнала «Фома» В.Р.Легойда, церковный публицист В.П.Семенко и другие.

Декларация не вызывала бы никаких вопросов (кроме богословских), если бы являлась внутрицерковным документом. Добро – это хорошо, зло – это плохо, кто бы спорил. Однако, во-первых, Декларация принята не от имени РПЦ, а от имени "русской цивилизации", а во-вторых и в-главных, в документе обсуждаются права человека, т.е. набор положений, а) ограничивающих права государства по отношению к индивиду и б) возлагающих на государство обязанности по защите прав индивида. Ничего другого права человека не подразумевают. Тем самым, Декларация фактически обретает статус инструкции государству по применению прав человека.

Ключевыми тезисами документа в этом смысле являются следующие:
(13) «Свобода выбора приобретает ценность, когда человек выбирает добро.»
(19) «Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе».

Характерно, что тезис (13) противоречит не только духу Писания (да простят нас читатели за эту уверенность), но и пунктам (2) и (6) самой Декларации. Будучи, как мы уже отметили, инструкцией государству по применению прав человека, документ фактически разрешает государству попирать свободу человека, если тот, по мнению государства, выбрал зло (пусть даже для себя).

Вообще-то в случае с Декларацией мы имеем дело с грустным парадоксом. Вроде бы критический пафос документа направлен против понимания "прав человека" как ничем не ограниченного произвола. Коему произволу и должно противостоять нравственное начало. В то же время сам документ не более и не менее как оправдание именно произвола в отношении людей, чьи взгляды могут не совпадать с нашими. Проистекает эта коллизия прежде всего из непонимания сущности концепция "прав человека".

Права человека, вообще-то говоря, направлены на реализацию не свободы как произвола, а скорее свободы именно как самоограничения. Т.е. важно не то, что я имею право на свободу высказываний, а то, что я (равно как и никто другой) НЕ имею права ограничить свободу высказываний другого человека; важно не то, что я имею право на участие в управлении государством, а то, что я НЕ имею права ограничить участие других; важно не то, что я имею право на тайну переписки, а то, что я НЕ вправе читать чужие письма – и т.д., и т.п. Именно этот (в равной степени правовой и нравственый) смысл концепции "прав человека" ускользает от авторов Декларации. Признавая права человека, государство и общество ограничивают произвол своих представителей в отношении каждого конкретного человека.

Тем самым, попытки атаковать идею "прав человека" направлены не столько на введение нравственных ограничений, сколько на их упразднение – вне зависимости от того, понимают это сами атакующие или нет.


См. также мнение политолога Александра Верховского на сайте "Права человека в Роcсии" и рассказ в "Коммерсанте" об попытках пересмотра "Декларации прав человека" в других странах.

Степень
опасности:
Оценка экспертов:....................................................... 3,8   (Голосов: 11) Поляризация голосов: 31,5%
Оценка читателей:....................................................... 2,5   (Голосов: 100) Поляризация голосов: 58,7%

ИСТОЧНИКИ, ССЫЛКИ: Официальный сайт Русской Православной Церкви